Макамы в турецкой музыке

В традиционной классической турецкой музыке (тур. «musıki» — «музыка») макамы делятся на 3 типа:

  • простые макамы,
  • сложные (букв. «соединенные») макамы,
  • транспонированные макамы (переложенные из одного тона в другой). Мы разобрались для вас, что представляют собой макамы турецкой классической музыки и что они обозначают.

Рассмотрим их более подробно:

A) Простые макамы. Ряд простых макамов образуется в результате соединения однородных тетрахордов и пентахордов. В данных макамах лад объединяет тетрахорд, пентахорд и основной тон. В традиционной классической турецкой музыке есть 13 основных макамов.

B) Сложные макамы. Макамы, в составе которых один и более рядов макамов, называются сложными. Еще их называют смешанными.

C) Транспонированные макамы. Транспонированные макамы образуются путем переноса рядов простых макамов в другую ступень (пэрдэ).

Makam_1

«Гам-зедеим дева булмам» /старотурецкий язык/

Слова: Кесик Керем
Музыка: Кемани Татос Эфенди

Песня «Ушшак»«Гам-зедеим дева булмам» /старотурецкий язык/
Форма: Дюйек

1. Макам Хиджаз

Слово означает название одной из провинций Аравии. Впервые встречается в 14 веке в произведениях Урмави. Образуется путем соединения пентахорда Раст в ступени Нева с тетрахордом Хиджаз. Макам Хиджаз в своей структуре подразделяется еще на четыре вида: Хиджаз, Хумаюн, Уззал и Зиргюлели Хиджаз.

Пример произведения, написанного в хиджаз — Hicaz mandıra
Исполняют Ваши покорные слуги, ансамбль DIVAN

2. Макам Нихавент

Слово обозначает название одного исторического города на юге провинции Хамадан в Иране. Впервые встречается в произведениях Мехмета II. Образуется путем соединения тетрахорда Кюрди или Хиджаз в ступени Нева с пентахордом Буселйик в ступени Раст. Тон – нисходяще-восходящий.

Пример тонального движения в макаме Хюсейни:

Makam_2

3. Макам Хюззам

Значение слова — «глубокая печаль». Впервые встречается в произведениях Кантемура. Образуется путем соединения тетрахорда Хиджаз в ступени Эвич с пентахордом Хюззам. Кроме того, удлинением ряда Хумаюн тетрахорда Хиджаз в ступени Нева образуется пентахорд Буселик в ступени Гердание. Тон – нисходяще-восходящий.

4. Макам Кюрдилихиджазкяр

Впервые использован в 1855 году Хаджи Арифом. Чаще всего используется в песенных формах. Образуется путем соединения пентахорда Буселик в ступени Чаргях с тетрахордом Кюрди в ступени Раст. Макам, в котором чувствуется влияние макамов Кюрди и Буселик. Тон – нисходящий.

5. Макам Раст

С персидского переводится как «правильный», «верный». Впервые встречается в 14 веке в произведениях Сафиуудина Абдульмумина. Образуется путем соединения тетрахорда Раст Нева с пентахордом Раст. Тон – восходящий.

6. Макам Ушшак

С арабского переводится как «влюбленные». Впервые встречается в 14 веке в произведениях Сафиуудина Абдульмумина. Образуется путем соединения пентахорда Буселик в ступени Нева с тетрахордом Ушшак. Тон – восходящий.

7. Макам Хюсейни

Обозначает «принадлежащий Хюсейну». Впервые встречается в 14 веке в произведениях Сафиуудина Абдульмумина. Образуется путем соединения тетрахорда Ушшак в ступени Хюсейни с пентахордом Хюсейни. Тон – восходящий.

8. Макам Мухайер

Обозначает «свободный, заслуживающий одобрения». Впервые встречается в 14 веке в произведениях Мехмета II. Образуется путем соединения тетрахорда Ушшак в ступени Хюсейни с пентахордом Хюсейни. Тон – нисходящий.

9. Макам Махур

Обозначает название города в княжестве Хайдарабад в Индии. Впервые встречается в 14 веке в произведениях Мехмета II. Образуется путем соединения тетрахорда Чаргях в ступени Нева с пентахордом Чаргях в ступени Раст. Тон – нисходящий.

10. Макам Хиджазкяр

Обозначает «благодать» и «воображение». Встречается во второй половине 18 века в Абдульбаки Насыр Деде. Образуется путем соединения тетрахорда Хиджаз в ступени Нева с пентахордом Хиджаз в ступени Раст. Тон – нисходящий.

11. Макам Карджигар

На турецкий язык переводится как «хищная птица». Впервые встречается в 15 веке в курамах Кыршехирли Низамоглу Юсуфа. Образуется путем соединения пентахорда Хиджаз в ступени Нева с тетрахордом Ушшак. Ряд – нисходяще-восходящий.

12. Макам Сюзнак

Обозначает «палящий». Впервые встречается в 1785 году предположительно в произведениях Вардокоста Сейфи Ахмета Ага. Образуется путем соединения тетрахорда Хиджаз в ступени Нева с пентахордом Раст. Тон – нисходяще-восходящий.

13. Макам Мухайер Кюрди

Впервые встречается в 19 веке в произведениях Махмута II, найденных Муэдзинбаши Рыфатом. Образуется смешением ряда макамов Мухайер и ряда макамов Кюрди. Тон – нисходящий.

Дорогие друзья! Наполнение сайта оригинальным, качественным контентом требует весьма больших затрат времени и средств. Если Вам понравился материал, будем благодарны за поддержку проекта. Это даст нам возможность публиковать больше материалов для свободного чтения.

14. Макам Аджем Кюрди

Впервые встречается в произведении под названием «Каваиди Танбур». Образуется соединением пентахорда или тетрахорда Кюрди со звукорядами, образующими макам Аджем. Тон – нисходящий.

 Для того, чтобы получать

  • Интересные материалы о музыке народов Востока,
  • Скидки на билеты на концерты ансамбля,
  • Бесплатную музыку
  • И много чего еще

Подпишитесь на рассылку новостей сайта!

Введите ваш email :

ПредоставленоFeedBurner

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *