Музыкальная терапия в Османской империи

Доктора из Дамаска, Каира и Бурсы начали использовать музыку как лекарство для лечения душевных недугов задолго до своих западных коллег. В письменных источниках упоминается больница, построенная в 1154 году в Дамаске на средства мецената Нуреддина Зенги, в стенах которой практиковалось лечение различных недугов при помощи музыки. Причем, практика эта продолжалась не одно столетие: сохранились ноты, написанные рукой Евлия Челеби – одного из специалистов, работавших в упомянутой выше больнице.

Скончавшийся в 1693 году османский врач-поэт Шуури Насах Эфенди в своей научной работе подробно объяснил влияние отдельно взятых ладов турецкой музыки (макамов) на человека, их эффективность при различных недугах. В работе содержались даже объяснения того, каким образом различные макамы влияют на представителей разных народов.

Так, по мнению Шуури, на высокообразованных, мудрых людей самое благотворное влияние оказывает Раст макамы, на дервишей – хиджаз, на суфиев – рехави.

Хасан Шуури, а также его коллега Хашим бей Меджмуасы выражали мнение, что такие макамы, как нева, буселик, махур, нихавенд, буселикаширан и ушшак придают жизненные силы слушателям, особенно представителям народов Африки и Европы. Хасан Шуури был уверен, что доктор, не разбирающийся в музыке, не способен лечить пациента полноценно.

12919875_776676432467480_2213212034058071686_n

Солистка ансамбля DIVAN Дарья проводит сеанс музыкальной терапии. В ходе сеанса чередуются исполнение макамов на багламе (сазе) со звуками тибетских чаш

Во время правления Сулеймана Великолепного, живший во дворце придворный лекарь Муса Бин Хамун применял музыкальную терапию для снятия зубной боли, а также для лечения болезней маленьких детей. В те годы детей высокопоставленных особ убаюкивали именно музыкой, веря, что дитя, впитавшее в себя с пеленок красоту звуков, во взрослом возрасте будет иметь уравновешенный характер.

Весьма значимые исследования по детской психиатрии и музыкальной терапии принадлежат башхекиму (главврачу) Геврекзаде Хасану Эфенди, служившему во времена правления султанов Абдулхамида I и Селима III. Геврекзаде, часто ссылался на труды Ибн Сины и вышеупомянутого Шуури, жившего на одно столетие раньше самого Геврекзаде. Одним из самых значимых пунктов научной работы Геврекзаде было исследование исцеляющего эффекта различных макамах при различных недугах у детей и взрослых. Геврекзаде делает следующие выводы:

Раст макамы оказывает благотворное влияние на маленьких пациентов с различными видами параличей.

Ырак макамы – при менингите, а также раздражительном характере;

Ысфахан макамы делает разум более острым, а в сердце приносит умиротворение;

Зирефгенд макамы помогает при заболеваниях костей и суставов,

Рехави макамы – при головной боли,

Бюзюрк макамы – при нарушениях в работе головного мозга,

Зенгюле макамы – при заболеваниях сердца и печени, а также болях в желудке;

Хиджаз макамы – при нарушениях мочеспускания у детей, а также при половом бессилии у взрослых мужчин;

Буселик макамы уменьшает усталость, наступившую вследствие большой умственной нагрузки;

Ушшак макамы способствует восстановлению гармонии во всем организме ребенка, если сопровождать такой музыкой его дневной сон;

Хюсейни макамы уменьшает изжогу, а также успокаивает сердце и благотворно влияет на клетки печени;

Нева макамы помогает детям легче перенести период полового созревания.

На высокую эффективность методов музыкальной терапии, применяемых в Османской Империи, указывают и некоторые европейские источники. Так, французский барон Тавернье в 1675 году выпустил книгу, в которой весьма восторженно отзывался о методах музыкальной терапии, применяемых во дворце Топкапы.

 

Дорогие друзья! Наполнение сайта оригинальным, качественным контентом требует весьма больших затрат времени и средств. Если Вам понравился материал, будем благодарны за поддержку проекта. Это даст нам возможность публиковать больше материалов для свободного чтения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *