Знакомство с инструментом: баглама (саз)

Знакомство с багламой

 

IMG_0330a

К счастью, тюркю нравятся не только мне — в Москве интерес к такого рода музыке, как оказалось, очень большой. А тюркю немыслимы без соответствующего музыкального сопровождения, в котором участвуют традиционные для данного стиля инструменты. И, увы, лишь немногие знают о них хоть что-то. Об одном из инструментов, а именно — о bağlama, на которых я играю, я хочу Вам немного рассказать.

Если верить википедии, то bağlama и саз — это одно и то же. Так, да не совсем. Например, в Турции под словом «саз» понимается семейство этнических музыкальных инструментов, которые обычно входят в ансамбль, исполняющий тюркю. Среди них: уд, канун, ней, дарбука, bağlama и др. Мы же подробно остановимся на bağlama.

Итак, bağlama — это семиструнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий разрезанную пополам репчатую луковицу с торчащим из нее пером. По количеству струн bağlama бывают разные, но в большинстве случаев используется 7 струн. Струны, в свою очередь, делятся на 3 группы: alt tel («нижние струны» — 1 басовая, 2 стандартные), orta tel («средние струны» — 2 стандартные), üst tel («верхние струны» — 1 басовая, 1 стандартная).По длине грифа различают 2 вида bağlama: kısa saplı bağlama («короткий гриф», 19 ладов) и uzun saplı bağlama («длинный гриф», 23 лада). Я играю, в основном, на коротком грифе. Длинный гриф появился раньше и большая часть произведений написана именно для него. А вот bağlama с коротким грифом — относительно молодой инструмент. Строй и звучание, соответственно, также отличаются. Хотя, многие тюркю адаптируются как для длинного, так и для короткого грифа. Разной будет лишь гармония.

Как я уже сказала, принципиальная разница между коротким и длинным грифами не только в количестве ладов, но и в особом расположении нот. Так, на сегодняшний день в Турции два наиболее используемых строя — Bozuk düzen (он Kara düzen) — для длинного грифа (средние струны настраиваются на чистую кварту вверх ни нижних, а верхние — на большую секунду вниз от нижних); и Bağama düzeni — для короткого грифа (средние струны настраиваются на чистую квинту вниз от нижних, а верхние — на большую секунду вверх от средних). Вариантов настройки, на самом деле, больше. Я рассказала о двух основных.

 

Где купить багламу

 

IMG_6540

Лучше даже сформулировать вопрос так: где купить качественную баглама? Именно такой вопрос рано или поздно задает себе каждый, кто решил научиться играть. У тех, кто живет в Турции, таких проблем нет – там много и фабрик, и частных мастеров на любой вкус и кошелек. А что делать тем, кто живет, скажем, в России, где баглама не очень-то распространена? В свое время я, как и Вы, столкнулась с такой проблемой. Перепробовала все: искала в Интернете, спрашивала знакомых… И, в конце концов, купила “концертный инструмент”, у которого через 2 месяца повело гриф. Как позже мне сказал мастер, при его сборке была нарушена технология. Обидно… Но мне тогда некому было подсказать. Поэтому искала, как могла…

Вариантов, в общем-то, всего 4:

1. Поискать объявления в Интернете. Случается, человек привез инструмент, а играть научиться не смог. А инструмент хороший. Что же, этот вариант наиболее удобен с точки зрения затрат времени и расходов на перевозку. На том же авито систематически встречаются такое объявления. Однако, если Вы не разбираетесь в инструментах и технологиях, то рискуете купить кота в мешке: нужно ехать смотреть инструмент с кем-то, кто разбирается именно в баглама.

2. Заказать напрямую у мастера из Турции. Вариант хорош, если Вы владеете турецким языком. Увы, но даже среди saz evi (т.н. “дом саза” – ателье, где делают баглама, уды и т.п.) попадаются непрофессионалы. Именно на такого “мастера” я попала со своим первым инструментом… Поэтому, опять-таки, требуется помощь человека (желательно турка же), кто понимает в инструментах, чтобы не купить некачественный экземпляр.

3. Поехать самому и купить или попросить кого-нибудь. Минусы те же, что и у варианта №2, по сути.

4. Заказать у проверенного мастера. И в этом, к счастью, можно Вам помочь. Я уже писала в статье “Ее величество баглама”, что в данный момент сама заказываю инструменты только у одного мастера – Хасана Ильхана Эргюля, основателя Mert Müzik evi.

Причина? Качество и доверие мастеру. Многие известные музыканты в Турции заказывают у него уды, баглама, кеманчи… Я также играю на баглама, которую сделал мне Ильхан бей. Инструмент успешно выдерживает как многочисленные переезды, так и перепад температур в наших климатических условиях (на фото на главной странице в моих руках именной инструмент его работы).

20140804_100531

Какую багламу выбрать

 

Друзья, всем добрый день. Наконец, у меня дошли руки запустить учебный блок по игре на великолепном инструменте — турецкой bağlama, которую в России обожаю, как выяснилось, далеко не только я одна. И я этому очень рада! Поскольку вопросы у начинающих багламистов большей частью повторяются, я буду отвечать на них в этом обучающем разделе по метке «учимся играть на bağlama». По себе помню, как сложно мне пришлось первое время, поскольку в России игре на этом инструменте практически не обучают, а найти хоть какую-либо информацию в Интернете можно, только владея турецким языком. Из тех, кто хотел научиться, на моей памяти им не владел никто.

Мне в свое время повезло — я встретила прекрасного багламиста из Турции, который помог мне освоить инструмент. Теперь и я хочу помочь в силу своих возможностей тем, кто хочет освоить bağlama. Пока хотя бы в формате блога, а там видно будет.
Что такое bağlama, которая так же известна у нас местами под названием саз, я рассказывала статье «Знакомьтесь: ее величество bağlama». Но вынуждена частично повториться, поскольку это важно.

Какие бывают bağlama

Bağlama делятся на категории по нескольким признакам: 1. — по материалу, из которого изготовлен инструмент (это, конечно, условная классификация), 2. по высоте деки, 3. по длине грифа, 4. По типу деки. Пройдемся по ним.

Категория 1 — материал

Породы дерева используют самые разные. Но больше всего среди багламистов ценится т.н. dut ağacı, т.е. шелковица. Многие профессиональные инструменты сделаны именно из этого дерева. У меня на данный момент две bağlama, обе они также из дута. Словом, выберете этот материал — точно не ошибетесь. Хороший мастер может посоветовать и другие варианты, но если не сильно разбираетесь, дут — вариант наверняка.

Категория 2 — высота деки

Чтобы не сбить Вас с толку скажу просто, самый универсальный вариант — высота деки 39-40 см. Это стандарт. Бывают, что мастера при изготовлении инструмента целенаправленно нарушают пропорции между грифом и декой, чтобы добиться определенных звуковых эффектов.

Категория 3 — длина грифа

На сегодняшний день два наиболее популярных вида — uzun sap (длинный гриф) и kısa sap (короткий гриф).
Длинный гриф имеет 23 лада, короткий — 19.
Отличаются они способом настройки и, как следствие, расположением нот (о настройке поговорим в следующем уроке). Возникает вопрос: какой вид выбрать, особенно, если только начинаешь играть. Скажу так: если Вы играете для души, то это принципиального значения не имеет. Короткий гриф легче освоить тем, у кого от природы не очень длинные пальцы, т.к. лады на коротком грифе значительно меньше. А принимая во внимание то, что bağlama имеет не полутоновые, как гитара, а четвертьтоновые лады, для некоторых это может стать серьезным препятствием. Однако, длинный гриф — это классика. Большая часть произведений написана именно для этого вида bağlama. При желании, конечно, можно адаптировать и для короткого грифа. Возникает резонный вопрос: с какого из них начинать? Скажем так, длинный гриф — это классика. Короткий — более современный. Я начинала в свое время с длинного, затем перешла на короткий. Длинный с тех пор в руки не брала ни разу, потому, что мне, как поющему человеку, короткий показался значительно более удобным. Обучаю своих студентов я тоже на коротком грифе.

Категория 4 — тип деки

Типов деки всего 2: yaprak («япрак»), oyma («ойма»).
Yaprak называют деку, склеенную из широких листов определенной формы (по-турецки япрак — лист). Это наиболее распространенный вид. Турецкие мастера очень любят их разукрашивать в разные оттенки и украшать орнаментом по бокам. Такого типа дека может встретиться и на ученическом, и на концертном инструменте. В принципе, по цене вариант наиболее приемлемый. И, как ни странно, более выносливый.

Второй тип — oyma. Такая дека вырезается из цельного дерева, совсем как наши русские ложки. Распространен менее, чем yaprak, да и удовольствие не из дешевых. И напоследок, о цене вопроса. Скажу сразу, что цена профессионального концертного инструмента  с эквалайзером начинается от 800-1000 USD, не меньше! Исключение составят случаи, если Вы заказываете инструмент у знакомого мастера и если на нем нет хитрых орнаментов. Кстати, на моем концертном инструменте орнамента вообще нет, а дизайн спартанский: просто дерево. На качестве звука орнамент не сказывается никак, а вот на цене — еще как! Можно, конечно, обойтись и потоковым, но качество звука будет будет скромнее. И главное, что у инструмента непонятного качества в любой момент может повести гриф, особенно в наших климатических условиях. Скупой, как известно, платит дважды. Однако, и тут есть подводные камни: не все мастера, изготавливающие инструменты, соблюдают технологию. У меня был случай, когда у инструмента за кругленькую сумму повело гриф через 2 месяца. Как говорится, и на старуху бывает проруха. Поэтому лучше покупать инструмент у проверенных изготовителей. Из тех, что мне известны: Sönmez müzik, Yılmaz saz evi, Akdeniz saz evi, Mert müzik evi. У этих производителей покупали инструменты мои знакомые, а я лично работаю с Mert müzik evi. Нисколько не умаляю при этом достоинство других мастеров, но на себе, как говорится, не проверяла, поэтому не привожу их.

Струны для багламы

 

Наиболее распространенный вариант bağlama – семиструнный (это касается как короткого, так и длинного грифа). Соответственно, в набор будет входить 7 струн. Что касается марки струн, наиболее профессиональные – т.н. “Пирамида”.  Цена их при перерасчете в рубли может доходить примерно до 600 рублей. Это самые дорогие струны, но качество того стоит.
Еще одна неплохая марка – Yöremiz. По сути своей почти то же, что и пирамида. Звучат неплохо. Другие марки пока не покупала, поэтому рекомендую то, что знаю по себе.

По характеристикам, струны различаются для каждого вида bağlama. Как правило, на упаковке указано, для короткого грифа струны или для длинного. Обусловлено это разницей в настройке инструментов. Натяжение струны рассчитано таким образом, чтобы на определенной высоте звука струны не провисали и не появлялся паразитный призвук. Хотя, мне попадались и универсальные варианты, весьма неплохие. Отдельная категория – струны для электро bağlama. Они несколько толще.

Набор для стандартной акустической и полуакустической bağlama содержит в себе следующие струны:
Üst bam (верхняя басовая) – 0,5мм – 1 штука;
Тонкие струны по 0,18мм – 3 штуки (бывают 20, но лучше 18);
Среднетонкие струны по 0,28мм – 2 штуки;
Alt bam (нижняя басовая) 0,4 мм – 1 штука.

Надеваем струны на багламу

 

Снова здравствуйте, дорогие багламисты. В этой части лекций мы рассмотрим, как и в каком порядке одеваются струны на bağlama. Еще раз повторю часть материала предыдущего урока для удобства восприятия, а именно состав стандартного набора струн (в данном случае я рассматриваю акустическую и полуакустическую bağlama).

Набор для акустической bağlama содержит в себе следующие струны:
Üst bam (верхняя басовая) – 0,5мм – 1 штука;
Тонкие струны по 0,18мм – 3 штуки;
Среднетонкие струны по 0,28мм – 2 штуки;
Alt bam (нижняя басовая) 0,4 мм – 1 штука.
Надеваются они в следующем порядке (как для длинного грифа, так и для короткого):
Нижняя группа из трех струн: 2 тонкие, над ними – нижняя басовая;
Средняя группа из двух струн: две средние;
Верхняя группа их двух струн: одна тонкая, над ней – верхняя басовая.
Поясню:
Нижняя тонкая струна – к дальнему колку нижнего ряда,
Вторая тонкая – ко второму колку нижнего ряда,
Нижняя басовая – к третьему,
Нижняя струна средней группы – к четвертому.
Верхняя струна средней группы – к дальнему колку верхнего ряда,
Тонкая струна верхней группы – к среднему,
Верхняя басовая – к ближайшему колку верхнего ряда.

К колкам струны крепятся в следующем порядке, как на рисунке (вроде бы, я понятно изобразила):

176899_600

А вот так это выглядит в реале:

177204_600

Обратите внимание, колки закручиваются против часовой стрелки!

О том, как прикрепить струны к нижней части, хорошо рассказано в этом видео. И, хотя оно на турецком, показано все очень наглядно. Уверена, Вы без труда разберетесь.

Ну, а если уж совсем никак не получится, то можно написать мне сообщение и приехать в класс, я Вам помогу 🙂 Это бесплатно 🙂

Настраиваем багламу

 

Дорогие читатели! В этом уроке мы, наконец, научимся настраивать наши инструменты.
Для начала давайте вспомним, какие 2 базовых вида bağlama существуют. Я говорю о длинном грифе и о коротком. Подробную информацию о них Вы можете найти в предыдущих уроках по ссылкам внизу этого поста. Наверняка среди Вас найдутся обладатели обоих видов. Поэтому и настраивать будем оба.
Для информации скажу, что видов строя в Турции много и в каждом регионе есть свой особенный. Однако, в 90% случаев используются всего 2 их них. На длинном грифе это kara düzen (он же иначе называется bozuk düzen), а на коротком – bağlama düzeni. Сейчас рассмотрим поочередно оба.
Как Вы помните из предыдущих уроков, струны на bağlama располагаются по 3м группам. В этом длинный и короткий гриф друг от друга ничем не отличаются. Расположение таково (перечисляю снизу вверх):

Нижняя группа – 2 тонкие струны, над ними – тонкая басовая с оплеткой,
Средняя группа – 2 средние струны,
Верхняя группа – 1 тонкая струна, над ней – толстая басовая с оплеткой.

Теперь посмотрим на таблицу ниже. Здесь показаны расположения нот на грифе bağlama в обоих случаях:

198157_600

Поясню, при обучении игре и в нотах группа струн называется тем звуком, который она издает в унисон. Итак, настраиваем струны следующим образом:

Длинный гриф (23 лада):
Нижняя группа: тонкие струны – “ля” 1 октавы, тонкая басовая – “ля” малой;
Средняя группа: обе струны – “ре” 2 октавы;
Верхняя группа: тонкая струна – “соль” 1 октавы, басовая – “соль” малой”.
Это bozuk düzen.
Короткий гриф (19 ладов):
Нижняя группа: тонкие струны – “ре” 2 октавы, тонкая басовая – “ре” 1й;
Средняя группа: обе струны – “соль” 1 октавы;
Верхняя группа: тонкая струна – “ля” 1 октавы, басовая – “ля” малой”.
Это bağlama düzeni.

Обращаю Ваше внимание на следующую особенность. В Турции широко практикуется транспозиция при настройке. То есть, например, обладатель длинного грифа может настроить инструмент не ля-ре-соль, а, например, на большую секунду выше – си-ми-ля или даже еще выше. Зависит это как высоты деки инструмента (на деке 40 см обычно настраивают на секунду выше, чем “по инструкции”, чтобы добиться адекватного натяжения струн), так и от тембра голоса певца (почти все багламисты – народ хоть как-то поющий). Такая настройка именуется в зависимости от той ноты, в которую настроена нижняя группа, “ля акору”, “си акору” и т.д.

Поясню, при обучении игре и в нотах группа струн называется тем звуком, который она издает в унисон. Итак, настраиваем струны следующим образом:

Длинный гриф (23 лада):
Нижняя группа: тонкие струны – “ля” 1 октавы, тонкая басовая – “ля” малой;
Средняя группа: обе струны – “ре” 2 октавы;
Верхняя группа: тонкая струна – “соль” 1 октавы, басовая – “соль” малой”.
Это bozuk düzen.
Короткий гриф (19 ладов):
Нижняя группа: тонкие струны – “ре” 2 октавы, тонкая басовая – “ре” 1й;
Средняя группа: обе струны – “соль” 1 октавы;
Верхняя группа: тонкая струна – “ля” 1 октавы, басовая – “ля” малой”.
Это bağlama düzeni.

Обращаю Ваше внимание на следующую особенность. В Турции широко практикуется транспозиция при настройке. То есть, например, обладатель длинного грифа может настроить инструмент не ля-ре-соль, а, например, на большую секунду выше – си-ми-ля или даже еще выше. Зависит это как высоты деки инструмента (на деке 40 см обычно настраивают на секунду выше, чем “по инструкции”, чтобы добиться адекватного натяжения струн), так и от тембра голоса певца (почти все багламисты – народ хоть как-то поющий). Такая настройка именуется в зависимости от той ноты, в которую настроена нижняя группа, “ля акору”, “си акору” и т.д.

Уроки игры на багламе в Москве

Информацию можно уточнить, написав сообщение через форму обратной связи этого сайта.

Если Вы живете не в Москве, возможно организовать интенсивную программу на определенный период времени, по предварительной договоренности.

Материал подготовила Дарья Теплова

Дорогие друзья! Наполнение сайта оригинальным, качественным контентом требует весьма больших затрат времени и средств. Если Вам понравился материал, будем благодарны за поддержку проекта. Это даст нам возможность публиковать больше материалов для свободного чтения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *